четверг, 7 февраля 2013 г.

бихевиоральный подход к проблеме развития

          Как подчеркивает ученый, от образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности. Преобладание в психологии личности образов "ощущающего человека", "нуждающегося человека" и "запрограммированного человека" во многом обусловило реальный факт несовпадения понятий индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания.

          В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влиянии генотипических и средовых факторов на развитие человека. За основу возьмем точку зрения А.Г. Асмолова (Асмолов А.Г., 1996).

Прежде всего необходимо отметить, что рассматриваемая проблема соотношения и развития является производной от общенаучной и общепсихологической проблемы, т.е. проблемы и средовой обусловленности развития человека ( ). Как отмечает , "проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках, поскольку от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще" ( ).

4.1.2. Основные ориентации человекознания

( ; см. группу психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО)

созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, и др.).

осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;

развитием теории , позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах (В.Д. Шадриковым введено понятие "онтогенез личности");

с признанием приоритета принципа развивающего образования;

Четвертая причина связана:

          Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности

          Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.

          Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование и умений.

          На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

          Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики . Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах , П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего ( ).

Проблема и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки (см. рис. 1). Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" ( ).

4.1.1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии

4.1. Суть проблемы соотношения обучения и развития

Педагогическая психология. Тема 4. Обучение и развитие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий