среда, 6 февраля 2013 г.

фото тусау кесу

Классический „сценарий” обряда „тусау кесу” прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — „ак жол”. Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — „восьмеркой”. И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Звучит специальная песня обряда „тусау кесу”. Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз „бежит”, на ткань бросают традиционное казахское „шашу” — конфеты, сладости и так далее. Теперь „гвоздь” программы исполнен — можно праздновать! Доброго тебе пути, малыш…

Отсюда, кстати, и атрибуты обычая „тусау кесу”. Из глубины веков, из тех времен, когда наши предки могли использовать только природные материалы, пришла традиция вить путы из зеленой травы, которой были устланы наши степи. Конечно, этому придавалось значение: трава символизировала рост и процветание. Другой вариант — кишка барана. Что, естественно, означало сытую, безбедную жизнь. Но самый распространенный сегодня материал — это скрученные нитки, черная и белая. По одной версии, это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. По другой — пестрая нить, „ала жiп”, символизирует пожелание — „ала жiптi аттама”, то есть „будь честным”. Заметим в скобках: совершенно не обязательно три раза завязывать малышу все вышеперечисленные путы, на чем иногда настаивают родственники или профессиональные организаторы праздников. И, соответственно, три раза разрезать. Скорее всего, малыш устанет, закапризничает, и вообще откажется делать первый шаг, — и в чем тогда смысл всего мероприятия?

Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!

Если говорить об истории обычая: „тусау кесу”, как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — „разрезание пут”: у казахов — „тусау кесу”, у кыргызов — „тушоо кырктыруу”, у алтайцев — „тужак кезер”.

Оговоримся сразу: дата в данном случае — понятие условное. Понаблюдайте на детской площадке: кто-то из малышей уже в десять месяцев делает вполне уверенные шаги, а некоторые карапузики упорно отказываются ходить и в год, и в год и два месяца, и больше. Поэтому, если вы не хотите ждать годика, или, наоборот, считаете, что лучше подождать, пока кроха на самом деле сделает первый шаг, — это ваш малыш и ваше право. Народные традиции мудры и никогда не „диктуют”. Просто в наше время молодым родителям хочется в первый день рождения малыша устроить не просто семейный праздник, а самый настоящий той — с большим количеством гостей, с выполнением старинных обрядов… и тут на помощь приходит обычай „тусау кесу”, исполнение которого может по-настоящему украсить любой праздник!

Вашему малышу скоро год? Пора начинать подготовку к одному из главных казахских праздников — „тусау кесу” — „разрезание пут”.

Казахский праздник Тусау Кесу - разрезание пут

Казахский праздник Тусау Кесу - разрезание пут | Все для мам - Карапуз.kz

Комментариев нет:

Отправить комментарий